Архитектурные достопримечательности эпохи

 Нашу виртуальную прогулку по центральной части Брянска 1960-1980 –х годов, дорогие читатели, начнем с осмотра площади имени В.И. Ленина, ставшей в 1970-е годы главной площадью города. По оси проспекта Ленина и бульвара Гагарина доминирует в окружающей архитектурно-пространственной среде площади памятник В. И. Ленину, сооруженный в 1970-м году к 100-летию вождя. Авторы памятника: скульптор И.М. Руковишников и архитектор М.М. Волков. Архитектоничность (смысловая целостность) композиции, ясность пластического языка, монолитность форм придают памятнику цельность и монументальность.

Здания, создающие современный архитектурный ансамбль площади Ленина: гостиница на 300 мест («Десна»), здание администрации города (в соавторстве с Ю. И. Тарабриным) и Дом политпросвещения, а также благоустройство площади Ленина сооружены по проектам архитектора Р. В. Рейшера .

Продолжил своё изменение и облик здания Дома Советом. Со стороны площади Ленина по проекту архитектора Ю. И. Тарабрина была встроена вставка, заполнившая пространство между двумя выступающими частями и решившая несколько архитектурных задач: здание развернулось главным фасадом к центральной площади, связалось со зданием горисполкома (горадминистрации), получило представительный вход, просторный вестибюль и дополнительные рабочие помещения.

Дальнейшее развитие застройка центра получила, когда по инициативе Брянского горисполкома Госгражданстрой Госстроя РСФСР объявил в 1973 году конкурс на эскизный проект планировки и застройки центра Брянска, в котором приняли участие ведущие градостроители Москвы, Ленинграда, Киева, Брянска. Первое место жюри присудило проекту авторского коллектива института «Брянскгражданпроект» в составе архитекторов Ю.И. Тарабрина, Т.В. Крыловой, В.А. Теплякова и главного архитектора области В.В. Щипанова. По итогам конкурса под руководством Т.В. Крыловой был разработан проект детальной планировки центра города, определивший его современный облик.

Пройдя по Театральной площади, мимо центрального универмага, построенного на рубеже архитектурных эпох, дамбе Нижнего Судка, полюбовавшись зеленью оврага и несколькими зданиями 1950-х гг., оказываемся на одной из главных площадей города – площади Партизан. Когда-то здесь была небольшая площадь, носившая название Хлебная, а на месте жилого дома № 3 по проспекту Ленина, построенного по проекту архитектора А.Е. Певцова, стояла мельница. Ещё в декабре 1957 года был установлен памятный знак на месте будущего памятника воинской и партизанской славы 1941-1945 годов.

Проектной организацией «Брянскоблпроект» был разработан проект застройки квартала с будущей площадью Партизан. В середине 1960-х началось строительство первых жилых домов, обрамляющих площадь, а затем возведение мемориального комплекса, авторами которого стали московские архитекторы М.О. Барщ и А.М. Колчин, скульптор А.П.Файдыш-Крандиевский. Активное участие в возведении 22-метрового обелиска комплекса принимал доцент кафедры технологии бетона и железобетона Брянского технологического института Д.О. Бернштейн, разработавший метод бетонирования конструкции обелиска в зимних условиях.

Памятник был сооружён в 1966 году к 23-й годовщине освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков. Скульптурно-архитектурный комплекс состоит из трёх композиций, обелиска и объединяющего их стилобата. Композиционный акцент памятника – 22-метровый обелиск Победы, перед которым на постаменте из светло-серого гранита установлена бронзовая скульптура воина. У подножия горит Вечный огонь – символ памяти. Перед центральной композицией, по сторонам от неё, находятся две скульптурные группы из бронзы: справа – идущие в атаку солдаты, слева — группа партизан. К сожалению, здания, обрамляющие площадь, строились, в основном, по типовым проектам, а застройка начала ХХI века по своему масштабу несоразмерна с памятником.

В 1983 году по проекту архитектора А. А. Зеленова  на площади Партизан было возведено здание областного краеведческого музея. Здание трехэтажное, первый этаж – с узкими горизонтальными окнами, второй – уже первого и полностью застеклен, а третий – в виде огромной глухой плоскости. По замыслу архитектора лаконичная, строгая архитектура здания, напоминающая очертания партизанской землянки или блиндажа должна была сыграть роль экрана (фона) для мемориального комплекса.

Рассказывая об архитектуре «эпохи развитого социализма», нельзя обойти непростую историю здания сегодняшнего Дворца детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина, что жизнерадостно «голубеет» над Нижним Судком.

В конце 1970-х годов эта площадка была отведена под строительство административного здания института «Брянскгражданпроект». Главный архитектор института Ю.И. Тарабрин разработал замечательный эскизный проект семиэтажного здания с атриумом и зимним садом. Но… авторитетным техническим советом проект был отклонен. Причина – неблагоприятные геологические условия приовражной территории, не позволяющие на данном участке возводить многоэтажные здания без дорогостоящих мероприятий по укреплению грунтов. Тем не менее, партийные и советские органы города передали эту площадку под строительство Дворца пионеров и школьников. Проект Дворца был создан московскими проектировщиками ЦНИИЭП учебных заведений (главный архитектор проекта — И. Сакальцев) без учета особенностей геологии площадки и должных мероприятий по укреплению склона оврага, кроме того, при строительстве был использован насыпной грунт под фундамент здания. Открытие Дворца состоялось 1 декабря 1981 года. «Торжественность и простота, ощущение простора, обилие воздуха, света…» — это действительно был современный дворец с запоминающейся архитектурой, да ещё необычный для Брянска путепровод, купол обсерватории. Но после 16 лет эксплуатации дворец был закрыт, ввиду аварийности — началось разрушение стен, деформация фундаментов и появилась угроза его устойчивости. Простояв бесхозным 10 лет, дворец получил второе рождение. В 2007 году по проекту ОАО «Брянскгражданпроект» (ГИП Л.А. Сулимова, ГАП О.А. Грозева) здание не только было восстановлено, но и реконструировано на основе современных тенденций в творческом воспитании молодёжи. 4 ноября 2007 года состоялось торжественное открытие нового здания, которое позволило воссоединиться всем кружкам и творческим коллективам Дворца. В эти же годы у подножия Дворца, в овраге был разбит первый в Брянске ландшафтный парк «Звездный» (автор проекта дизайнер А. Панченко, инженерная подготовка – М. Ковалев).

Прежде, чем отправиться на ещё одну площадь проспекта Ленина – площадь Октябрьской революции, сформированную в 1970-е годы, заглянем на улицу Карла Маркса. Эта старинная улица (историческое название – Красный переулок) пересекает одноимённую площадь, соединяя улицу Фокина (быв. Комарёвскую) с улицей Горького (быв. Авиловской), как и площадь, она «начинена» памятниками архитектуры разных эпох. И вполне справедливо можно считать удачным архитектурное решение здания, появившееся на этой улице в начале 1980-х годов. Архитектор В.А. Тепляков (ГИП – З. П. Селезнева) тактично встроил между жилым домом архитектора Б.П. Шавырина и административным зданием (в те годы – райисполком Советского района) Стройбанк (сегодня здесь расположен «Брянсккредитбанк»).

Итак, направляемся через дамбу Верхнего Судка знакомиться с архитектурой площади Октябрьской революции. Остановившись на смотровой площадке дамбы, слева от неё видим возвышающееся над оврагом здание, похожее на плывущий над малоэтажной застройкой улицы Топальской, зелеными купами деревьев многопалубный корабль. Сейчас здесь находится областной кардиодиспансер, а проектировалось здание как новый корпус 2-й областной больницы для партийно-советской номенклатуры области. Проект был разработан авторским коллективом института «Брянскгражданпроекта». Автор архитектурного решения – А.А. Зеленов, ГАП – Р.В. Рейшер, ГИП – З. П. Селезнева, технолог Л.Г. Перепелкина. Архитекторы 1980-х годов в своих индивидуальных проектах пытаются отойти от излишнего рационализма и сухости, возвращается приоритет автора архитектурного решения здания. В 1983 г. здание больницы завоевало во Всесоюзном смотре-конкурсе на лучшее произведение архитектуры диплом II-ой степени.

И вот мы на площади Октябрьской революции в микрорайоне «Петровская гора». Проект застройки этого микрорайона был разработан Ю.И. Тарабриным. В общественную застройку микрорайона вошли здания цирка, административное здание проектного института «Брянскгражданпроект» и центрального Дома быта.

Застройка микрорайона началась в конце 1960-х годов с возведения первых в Брянске девятиэтажных кирпичных жилых домов по проектам «Брянскгражданпроекта».

История строительства этих трех домов необычна. По воспоминаниям Владимира Матвеевича Шевелева, инженера-строителя, ветерана труда и Великой Отечественной войны, работавшего в те годы начальником 2-го участка СМУ-4, дома в районе строящегося цирка были запроектированы в одну линию. Изучая документацию, В. М. Шевелев обнаружил, что площадку под среднюю девятиэтажку занимает 70–80-летний дуб. Срочно обратился к заказчику и проектировщикам, в результате посадку дома сдвинули, а дуб сохранили. Спасенный дуб, которому теперь уже более 100 лет, и сегодня шелестит своей листвой.

А вот строительство 3-х объектов площади превратилось в долгострой, как и многих общественных зданий в годы «застоя». Начальником участка этих непростых для брянских строителей сооружений в 1970-е годы работал В.И. Золотовицкий.

Первым был сдан в эксплуатацию цирк. Здание цирка украшает центр Брянска, оригинальна его конструкция, просторны светлые холлы, нарядны облицованные мрамором лестницы. Купол отделан алюминием. Это самое вместительное зрелищное сооружение Брянска – 1940 мест. Проект цирка был разработан в 1966 году московским проектным институтом «Гипротеатре» заслуженным архитектором РСФСР Г.В. Наприенко как проект для повторного многократного применения. Первым было возведено здание цирка в Новосибирске. Здание цирка, лишенное привычного, годами сложившегося образа, было принято в эксплуатацию 30 декабря 1974 года. С внешней стороны на нем не видно традиционного купола. Овальный в плане объем здания имеет седловидное вантовое покрытие, а объем напоминает положенную козырьком к Лесным сараям колоссальную форменную фуражку. Тыльная сторона здания гигантским витражом – остеклением между колонн – открывает интерьер цирка, его фойе и вестибюль, в сторону проспекта, объединяя внутреннее пространство здания с площадью (правда, сегодня витражи выглядят иначе, да и площадь тоже). Вместо «козырька фуражки» расположены гостиница для артистов (проект разработан в «Брянскгражданпроекте») и обслуживающие, подсобные помещения большого хозяйства цирка (мастерские, фуражные, конюшни, зверинец). Внутренняя планировка сооружения тоже отошла от цирковых традиций. Творческий подход к решению сложных задач и специфика здания, имеющего большой зал, помогли создать запоминающийся образ здания цирка, который оттеняется маловыразительным фоном типовых пятиэтажек. В 1970-е годы на площади были разбиты клумбы с великолепными розами, как и во многих скверах города.

Справа от цирка – административное здание проектной организации «Брянскгражданпроект»(ГАП – Ю.И. Тарабрин, ГИП – Н.И. Лагуткина). Сюда коллектив проектного института переехал в 1979 году. Впервые головная проектная организация области получила просторные проектные помещения, мастерские, актовый зал, столовую, которую вскоре переориентировали в кафе «Брянский картофель».

В этом же году свои двери открыл центральный Дом быта, построенный по проекту московского архитектора Б.И. Бердяева. Четырехэтажное здание в стиле промышленной архитектуры с общей торговой площадью в 10000 кв. м, расположено слева от цирка. Годами позже фасадная плита над главным входом в здание была украшена барельефом.

Название этой уютной площади, соседствующей с построенным в ХХI веке главным Кафедральным собором, никого в наши дни не смущает, как и 1970-е не смущало соседство Воскресенской церкви, реставрированной В.Н. Городковым в 1984–1985 гг.

С площади Октябрьской революции по улице Арсенальной, мимо жилого дома (когда-то с башенкой на крыше), построенного в 1950-е годы по проекту архитектора А. А. Саломахина, древней Горне-Никольской церкви направляемся в сторону Покровского собора. Здесь на Покровской горе, одной из самых высоких точек, в честь 1000-летия Брянска был сооружен и открыт в 1985 году памятный знак, посвященный многовековой истории города. Место сооружения мемориала было выбрано не случайно – Покровская гора – цитадель и центр древнего города вплоть до конца ХVIII века. Высоко взметнулась двадцатиметровая трёхгранная ажурная, облицованная светлым известняком, стела, очертания которой напоминают контуры православного храма. На вершине стелы – бронзовая фигура женщины – символ Родины, материнства. Стела хорошо просматривается с дамбы Верхнего Судка. У склона горы – скульптурная группа – на боевом коне уроженец Брянщины, герой Куликовской битвы, монах-воин Александр Пересвет, а у подножия памятника – легендарный певец, сказитель русской земли, уроженец Придесенья Баян с гуслями, воодушевлявший своим искусством русские дружины перед битвами. Фигуры Пересвета и Баяна видны издалека – с набережной Десны. Они как бы парят на фоне неба. Мемориал стал одной из визитных карточек города.

Авторы проекта – скульптор Ю.Г. Орехов, архитекторы А.В. Степанов и В.А. Петербуржцев.

1980-е годы ознаменовались для Брянска активной подготовкой к празднованию 1000-летия основания города. Приурочили к этой дате и окончание строительства одной из главных архитектурных достопримечательностей центра города – высотного здания гостиницы «Брянск», замыкающего проспект Ленина. Гостиница расположена в уникальной историко-архитектурной зоне Брянска на доминирующей возвышенности. Здание, имеющее в плане форму «трилистника», главным фасадом в виде открытой книги обращено к красивейшей Спасо-Гробовской церкви (архитектор Н.А. Лебедев). Из окон гостиницы открывается великолепная панорама на историческую часть города с Петро-Павловским монастырем. Кстати, по проекту гостиница носила название «Русь», свое теперешнее название она получила в честь 1000-летия Брянска. Для Брянска это здание в те годы было уникальным. Проектирование здания гостиницы началось в середине 1970-х городов минским проектным институтом «Белгипроторг», автор проекта – заслуженный архитектор БССР (Республики Беларусь) А. В. Желдаков. В проектировании интерьеров и инженерных коммуникаций принимали участия архитекторы и инженеры-проектировщики «Брянскгражданпроекта», а также главный архитектор Брянска Н.М. Бобошко.

Нельзя не упомянуть ещё один объект, строительство которого тоже связано с датой 1000-летия Брянска,  — музей «Брянский лес» на территории парка-музея имени А. К. Толстого. Автор архитектурно-художественного решения здания архитектор В.Д. Ющук, главный инженер проекта В.С. Золотухин. Разработчик архитектурной части проекта – архитектор Э.А. Алиев.

Сегодня это уникальное здание осталось только на фотографиях и в воспоминаниях горожан. Представьте себе сказочный деревянный терем, главный фасад которого украшали резные деревянные барельефы с изображениями зверей и птиц, а вход – вырубленные из дуба скульптуры медведей. К сожалению, в результате пожара, произошедшего 7 марта 2009 года, здание музея, не успев стать памятником архитектуры, было полностью разрушено. Утрата интересного своей индивидуальностью и нетрадиционностью выбора образа и материала сооружения, построенного в годы «затипизованности» архитектуры «без излишеств» — существенная потеря для архитектурной среды города.

А дальше наш маршрут лежит в направлении Кургана Бессмертия – одного из главных символов города, расположенного в парке имени 1000-летия Брянска на улице Дуки (в 1960–1970-е годы — в городском парке культуры и отдыха «Соловьи»). Курган Бессмертия — памятник тем, кто в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках отстоял наше Отечество от немецко-фашистских захватчиков. Проект Кургана Бессмертия был разработан архитектором В. Н. Городковым. Согласно проекту, к памятнику должна вести 400-метровая аллея, обсаженная «букетами» кленов, которые призваны придать ей торжественность. Перед круглой площадью Кургана, обрамленной елями, проектировался бассейн, в зеркале которого отразилось бы это монументальное сооружение. По проекту Курган представлял собой земляную насыпь общим объемом 25 тыс. кубических метров и высотой 12,5 м. Наверху планировалось разметить видовую площадку с мемориальным павильоном-музеем, увенчанным в центре шпилем с рубиновой звездой. Верхняя площадка должна была окаймляться плотным рядом берез, образующих гигантский венок. Курган Бессмертия был заложен 7 мая 1967 года по инициативе горкома комсомола на самом возвышенном месте в парке «Соловьи». В его основание легла земля Сталинграда и Брестской крепости, Одессы и Ленинграда, Севастополя и Безымянной высоты, болгарской Шипки, других легендарных мест. Священную землю из многих уголков области по горсти принесли матери, чьи сыны и дочери не вернулись с войны, ветераны войны и труда, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, партизаны и подпольщики, воины Советской армии, комсомольцы, пионеры, октябрята… В его основание был заложен орудийный ствол с капсулой, в которую поместили обращение комсомольцев 1970-х гг. к молодежи 2017 г. (год 100-летия Октябрьской революции): «Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века!.. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Берегите её, как зеницу ока… Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у советского человека, – гордость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили её мы, ваши старшие товарищи, единомышленники, друзья. Приумножайте могущество Родины Советов!». Тысячи юношей и девушек трудились на сооружении Кургана. В него было уложено около 25 тыс. кубометров грунта. Строительство Кургана успешно завершилось в 1968 году. Он представлял собой насыпь в виде 5-гранной усеченной пирамиды высотой 11 метров, с 4-х сторон обрамленной гранитными лестницами, которые вели на верхнюю видовую площадку. У подножия памятника на мемориальной доске выгравированы слова: «Жителям Брянска павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины Курган Бессмертия сооружен в 1968 году». Семь лет спустя был проведен конкурс на лучший проект завершения Кургана Бессмертия. В конкурсе победил проект архитектора В.А. Теплякова. В окончательном виде Курган Бессмертия был открыт 17 сентября 1976 года. Венчает его огромная объемная звезда, состоящая из 5-ти трехлучевых элементов, соединенных чеканным кольцом-поясом. Она далеко видна из левобережной части города. И хотя в ХХI веке в парке появился новый символ – мемориал с памятной стелой «Брянск – город воинской славы», Курган Бессмертия остается по-прежнему «душой города», одним из тех мест, без которого уже не мыслится облик Брянска.

К немногочисленным архитектурным удачам эпохи можно отнести еще несколько объектов в Советском районе Брянска. К этим объектам мы и отправимся, вернувшись в центр города на бульвар Гагарина и улицу Луначарского. На улице Луначарского, напротив жилого дома № 45/9, построенного в 1950-е годы по проекту А.Э. Фридмана, в конце 1970-х годов началось строительство современного ресторана, названного «Дубрава» (теперь – ТЦ). Проект разрабатывался минским институтом «Белгипроторг», автором проекта стал уже известный в те годы заслуженный архитектор БССР (Республики Беларусь) А.В. Желдаков (автор гостиницы «Брянск»).

Как и все работы архитектора, здание ресторана отличает неповторимость решения, красота замысла. Здание было сдано в эксплуатацию в 1983 году и стало лучшим рестораном города.

Одно из достижений эпохи, сыгравших важную роль в архитектурном облике и привлекательности города, – благоустройство бульвара Гагарина. Замысел «лестничных сходов с богатым оформлением скульптурой, беседками, цветниками и фонтанами» в архитектурном стиле эпохи советской неоклассики 1940-1950-х годов, заложенный архитектором А. Э. Фридманом в проекте застройки «речного фасада» Брянска, получил свою современную интерпретацию.

В 1970-е годы по проекту архитекторов Д.П. Пятыгина и А.Г. Сидоркина была возведена широкая лестница (около 12 м) с гранитными ступенями (29 маршей по 5 ступеней, разделённых площадками различной длины), спускающаяся от ул. Луначарского до ул.Калинина. Лестница стала одной из достопримечательностей города. С ее верхнего марша открывается живописный вид на Славянскую площадь и зелёные задеснянские дали.

Преодолев «потемкинскую» лестницу (такое название она получила «с легкой руки» горожан), оказываемся на Набережной.

Набережная тоже преобразилась в преддверии 1000-летия Брянска. На месте пустыря, где располагался в 1940-1960-е гг. рынок, а рядом с ним – руины Ново-Покровского собора, взорванные в 1968 г., было построено первое в Брянске здание киноконцертного зала областной филармонии на 800 мест «Дружба» с кафе и танцевальным залом. Причем построено в обход существовавших тогда финансовых лимитов под видом кооперированного здания кинотеатра. Концертный зал был сдан в эксплуатацию в 1984 году. Авторы последнего варианта проекта – архитекторы Р.В. Рейшер, Э.А. Алиев. Здание вытянуто в плане вдоль улицы Калинина, главный фасад, обращен в сторону фонтана «Дружба народов» (автор – архитектор В.Д. Ющук) и имеет несколько громоздкий, брутальный вид. Фасады, выходящие на улицу Калинина и Десну, более живописны и даже изящны за счет интересного обрамления окон. Со стороны реки здание напоминает двухпалубный корабль. Интересно, что в постройках брянских архитекторов 1970-1980-х годов нередко прослеживается некоторая «корабельная» тенденция. В наши дни идет реконструкция Славянской площади, фонтан разобран и ждет своей «второй жизни». Здание концертного зала тоже требует ремонта (или реконструкции).

Надо отметить, что, несмотря на общую безликость архитектуры «эпохи развитого социализма», в Брянске было построено немало объектов, достойных внимания любознательного горожанина и гостя города. И не только в центре. Так по проекту архитектора А.А. Зеленова в 1984 году была построена областная детская многопрофильная больница, удостоенная на Всероссийском конкурсе лучших архитектурных проектов диплома I-ой степени.

На улице Красноармейской возведено первое многоэтажное административное здание (архитектор Э.Э. Ояла), а в Бежицком районе – современное здание Бежицкого универмага (разработчики проекта – коллектив института «ГПИстроймаш»).

На правом берегу Десны, напротив железнодорожного вокзала Брянск-1, построено новое для города здание – Морской клуб с эллингом (автор – архитектор В.А. Тепляков, ГИП – В.С. Золотухин). Да и сама железнодорожная станция «Брянск-Орловский» в 1981 году получила новое современное здание вокзала (автор – московский архитектор Я.В. Шамрай).

В 2014 году исполнилось 105 лет брянскому кинематографу, поэтому резонно вспомнить о построенных в 1960-1970-е годы, ставшие для Брянска периодом кинобума, зданиях кинотеатров. В 1961 году был сдан в эксплуатацию двухзальный кинотеатр «Родина».

В этом же году для жителей Фокинского района открыли кинотеатр «Космос». Первый киносеанс в володарском «Салюте» состоялся в конце июля 1966 года, а в 1968 году распахнул свои двери для зрителей первый в области широкоформатный кинотеатр «50-летия ВЛКСМ» (переименованный в «Комсомольский»).

Кинотеатр «Россия» был открыт 11 февраля 1973 года. На тот момент это был самый современный из брянских кинотеатров как по архитектуре — удачное сочетание бетона, стекла и металла, так и по техническому оснащению.

 Сегодня, когда изменились кино-технологии, да и само искусство кино стало другим, одни из кинотеатров пошли под снос, а другие используются по иному назначению.

В 1970-1980-е гг. по проектам брянских архитекторов Р.В. Рейшера, К.И. Митиной, Т.В. Крыловой строились и расширялись учебные корпуса и студенческие городки основных вузов Брянска, строились и реконструировались здания школ в Советском, Бежицком и Фокинском районах (архитекторы Э.А. Алиев, О.А. Грозева).

Конец семидесятых, начало восьмидесятых — впоследствии были названы периодом «застоя». Но считать советскую архитектуру позднего «застоя» также застойной несправедливо, такой подход малопродуктивен. Эволюция, пусть и не всегда явная, все же происходила. Сами архитектурные формы становятся более текучими, подвижными, вновь востребованными оказываются кривые линии, в отделке фасадов общественных зданий нередко используются элементы монументально-декоративного искусства (мозаичные убранства зданий, барельефы, витражи пр.).

___________________________________

БАРЩ Михаил Осипович (1904–1976) – советский архитектор, профессор МАИ. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1968 г.). Окончил московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1926 г.) С 1934 г. работал в мастерской-школе И.В. Жолтовского, руководитель мастерской Гипрогора с 1950 года. Основные проекты и постройки: московский планетарий (1927 г.); памятники (в соавторстве с архитектором А.И. Колчиным и скульптором А.П. Файдыш-Крандиевским): советским воинам и партизанам в Брянске, героям Гражданский войны в Харькове, К.Э. Циолковскому в Калуге, Победы на озере Хасан, монумент «Покорителям космоса» в Москве; жилые и общественные здания в Москве, Харькове, Саратове, Свердловске, Минске и др. городах СССР.

НАПРИЕНКО Георгий Васильевич (1917–1993) – советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР. Уроженец Рогнединского района Брянской области. Окончил Московский авиационный институт и Московский архитектурный институт. Ведущий архитектор московского института «Гипротеатр». Основные проекты и постройки: здания театров в Калуге и Чите; концертный зал Гнесинского училища в Москве; здание Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) в Москве; участие в проектах реконструкции ряда зданий Московского Кремля; филармонии в Кисловодске, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, московского цирка на Цветном бульваре; проект цирка в г. Новосибирске, отмеченный рядом оригинальных архитектурных и конструктивных решений, впоследствии повторно примененный в Брянске и некоторых других городах СССР

ОРЕХОВ Юрий Григорьевич (1927— 2001) — советский скульптор, народный художник РСФСР (1988), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительный член Российской академии художеств(1995), почётный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989). Всего в его творческом активе около 30 памятников и скульптурных композиций, установленных в разных городах России, в том числе в Брянске, и за рубежом.

СТЕПАНОВ Александр Владимирович (1927 г.)- советский и российский архитектор, преподаватель, народный архитектор Российской Федерации (2003), академик РААСН. Окончил МАрхИ (1951). Работал в Моспроекте, на кафедре «Основ архитектурного проектирования» МАрхИ. Автор проекта памятного знака 1000-летия Брянска (в соавторстве с В. А. Петербуржцевым). Разработал более 80 проектов, из которых многие нашли своё практическое воплощение в архитектурных сооружениях Москвы, Казани, Донецка, Луганска, Симферополя, Фрунзе и других городов.

 ЖЕЛДАКОВ Анатолий Владимирович (1929 г.р.), советский архитектор, заслуженный архитектор Республики Беларусь. Работал в Минске в «Белгипроторге» в должности рук. мастерской и главного архитектора мастерской. Основные объекты: универсамы «Рига» и «Таллин», здание облуправления МВД, здание министерства торговли БССР, Центральный крытый рынок (в соавт. с В.Н. Аладовым) и др. общественные здания в Минске, Бресте, Гродно; ресторан «Дубрава» и высотная гостиница «Русь» («Брянск») в Брянске.

ШАМРАЙ Я.В.  — советский архитектор. Работал в «Мосжелдорпроект». Автор проектов нового корпуса железнодорожного вокзала станции «Брянск-Орловский» в Брянске (1981 г.) и Минске (в соавторстве с архитекторами Е. Васильевым, Э. Каганом, Б. Спичаком, В. Листвиным), главный архитектор проекта реставрации и реконструкции Савеловского вокзала в Москве.