Промышленник и предприниматель

«Губонин. Он теперь всё железные дороги
строит, а ума у него...- министр».

Иван Шмелев, «Лето Господне»

Бовыкин, В.И. Финансовый капитал в России накануне первой мировой войны / В.И. Бовыкин. - М. , 2001. - 318,[1] с. - (Экономическая история. Документы, исследования, переводы)

Что представляла собой Россия к 1914 г., когда она достигла высшей точки капиталистического развития? По этому вопросу вы­сказываются разные мнения. Автор данной книги пытается дать на него свой ответ. Его книга основана не на предположениях, а на документах. Это позволило автору представить картину предвоенного подъема российского народного хозяйства во всей ее сложности и противоречивости, выяснить роль иностранного капи­тала в экономической жизни страны, показать позиции монополий и банков.

Особое явление среди столичных банков представлял собой Волжско-Камский коммерческий банк.

Бовыкин, В. И. Формирование финансового капитала в России  конец XIX в. - 1908 г.: монография / отв. ред. В.Я. Лаверычев. - М.: Наука, 1984. - 287 с.

В монографии на основе обширного статистического и документального материала рассматривается динамика развития промышленности России в конце 19-начале 20в. Среди известных промышленных предприятий, банков России того времени – Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод  (ныне БМЗ) и Волжско-Камский коммерческий банк.

Бурышкин, П. А. Москва купеческая: Записки / Павел Афанасьевич. Бурышкин. - М. , 1991. – С. 201-202.

О московском купце, промышленнике и финансисте XIX в. Петре Ионовиче Губонине.

Витте, С.Ю. Воспоминания: [В 3 т. / С.Ю. Витте]. - М., 1960. - Т.1: 1849- 1894: Детство; Царствования Александра II и Александра III.- Гл. 7: О железнодорожных королях.- С. 121.

Российский государственный деятель, директор департамента железных дорог Министерства финансов, министр финансов России об известном промышленнике того времени П.И. Губонине

.

Волжско-Камский банк // Советская историческая энциклопедия / гл, ред. Е.М. Жуков. - М.: Гос. науч. изд-во «Советская энциклопедия», 1963. - Т. 3: Вашингтон-Вячко. – 1963.- С. 667.

Волжско-Камский  коммерческий банк  - один из крупнейших банков дореволюционной России. Основан в 1870 году купцами В. Кокоревым и П. Губониным

Вострышев, М. Дворянин в долгополом сюртуке: предприниматель Петр Ионович Губонин  // Вострышев, М. И. Московские обыватели / М.И. Вострышев. - М. , 2003.– С. 244-246.

Елютин О.Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия // Вопросы истории. 2004. - № 2. – С. 47-57.

История железнодорожного строительства  во второй половине XIX в. и одном из «железнодорожных королей» П.И. Губонине.

История предпринимательства в России / РАН, Ин-т рос. истории. - М., 2000. -  Кн.2: Вторая половина XIX - начало XX века. – Гл. 4: Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорта России в XIX в. – С. 142-146.

О роли промышленного магната П.И. Губонина в развитии железнодорожного транспорта России в XIX в.

Лисичкин,  С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. Дореволюционный период / С. М. Лисичкин.- М.-Л., 1954. – С. 84-85, 190-194.

В сферу кипучей деятельности П. Губонина входила и добыча угля, и развитие нефтяной промышленности.

Матвейчук, А.А. Первопроходцы: пионеры российского нефтяного предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2008. - N 2, вып. 2. - С. 149-152.

История создания и деятельности первой российской нефтяной компании предпринимателей Василия Александровича Кокорева (1817-1889) и Петра Ионовича Губонина (1825-1894) "Бакинское нефтяное общество" (1874-1879).

 Орловско-Витебская ж.-д. // Энциклопедический словарь. - Репринт. воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауз -И.А. Ефрон 1890 г. - М. : Изд. центр "Терра". - Т. 43: Опека-Оутсайдер. - 1992. - С. 162.

Поляков, Г.П. Очерк истории железнодорожного строительства на Брянщине в XIX - XX вв. // Поляков, Г.П. История Брянской земли: (в последней трети XVI - 20-е XX вв.): очерки и статьи / Г.П. Поляков. - Брянск , 2008. – С. 109-125.

Саломатина, С.А. Коммерческие банки в России: динамика и структура операций, 1864 - 1917 гг. / С. А. Саломатина. - М.,  2004. - 302, [1] с. - (Экономическая история: документы, исследования, переводы)

Исследование посвящено акционерным коммерческим банкам — ведущим расчетно-кредитным институтам дореволюционной России, которые регулировали денежные потоки в экономике и поддерживали единство хозяйственного пространства страны. Одним из известных банков того периода являлся Волжско-Камский  коммерческий банк.

Слепнев, И.Н.   Губонин Петр Ионович / И.Н. Слепнев // Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: энциклопедия:  в 5 т. Т. 1. А - Д / гл. ред. В.Г. Панов. - М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994. - С. 654 - 655.

Слепнев, И.Н.   Губонин Петр Ионович  / И.Н. Слепнев // Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 года: энциклопедия:   в   2 т. Т. 1. А - М. / науч. ред.: Л.М. Епифанова, Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 616 - 617.

Соколов, Я.Д. Пролегли рельсы стальные // Соколов, Я. Д. Володарка: от Привокзальной слободы до наших дней: ист.- краевед. очерки о Володарском р-не г. Брянска / Я.Д. Соколов. - Брянск , 1998. – С. 8-13.

Соловьева, А.М. Промышленная революция в России в XIX в. /Отв. ред. В.И. Бовыкин; АН СССР. Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1990. - 269, [3] с.

Становление // Главная станция: очерки, стихи: (К 130-летию станции Брянск - Орловский). - Брянск, 1998. – С. 7-13.

П.И. Губонин являлся одним из ярких представителей предпринимательских кругов XIX столетия, оставивший заметный след в эпоху индустриализации и показавший предпринимательскую смекалку, ставший «железнодорожным королем».

Он вошел в число претендентов на получение концессии на строительство Орловско-Витебской железной дороги.

Техника в её историческом развитии (70-е годы XIX  - начало XX в.) / АН СССР.- Гл. VI: Развитие химической технологии. – С. 181, 183.

Предпринимательская деятельность П.И. Губонина в области промышленной переработки нефти.

Харланович, И.В. Уральская горнозаводская железная дорога // Железнодорожный транспорт. – 2008. - № 10. – С. 66-72.

Шаненков, М.А. Орловские магистрали: история строительства и первых десятилетий эксплуатации железных дорог региона / М. А. Шаненков, А. И. Кондратенко. - Орел, 2006. – Гл. 2: Орловско-Витебская железная дорога. – С. 69-179.

История железнодорожного строительства  во второй половине XIX в. и участие в нем железнодорожного магната П.И. Губонина.