Проза брянских авторов разнообразна. Она богата темами, жанрами и художественными новациями. Преимущественно брянские писатели утверждают плодотворность реалистической литературной традиции.
Большое влияние на брянскую литературу оказало творчество Петра Лукича Проскурина (1928-2001). П.Л. Проскурин родился в поселке Косицы Севского района. Ему не было четырнадцати лет, когда родной край оказался в немецкой оккупации. Воевать П.Л. Проскурину не пришлось, но его судьба как художника во многом определилась впечатлениями от событий тех лет. После освобождения Брянщины будущий писатель трудился в колхозе. С пятнадцати лет, как он сам вспоминал, начал писать стихи. Потом была служба в Советской Армии. Демобилизовавшись, П.Л. Проскурин уезжает по оргнабору на Камчатку и там работает в леспромхозе. Был он лесорубом, сплавщиком леса, печником, строителем, шофёром. Это были подступы к главному делу жизни - литературе. В 1958 г. газета "Тихоокеанская звезда" опубликовала первый рассказ П.Л. Проскурина "Цена хлеба". В 1960 г. в Хабаровске, в местном издательстве, выходит первый роман писателя "Глубокие раны", а в столичном ("Советская Россия") - сборник его рассказов "Таёжная песня". В жизненном материале автора прежде всего интересовали яркие, самобытные, мужественные, "масштабные" характеры людей. В 1962 г. П.Л. Проскурин был принят в члены Союза писателей СССР и направлен на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. A.M. Горького. Из Хабаровска он переезжает в Москву, потом в Орёл. Начался новый период в творчестве писателя, тематика его новых произведений уже связана с жизнью Центральной России. В Москве один за другим выходят его романы: "Горькие травы" (1964), "Исход" (1967), "Камень сердолик" (1968), сборник рассказов и повестей "Любовь человеческая". Всенародное признание принесли ему романы "Судьба" и "Имя твоё", которые были экранизированы. Кинофильмы дали романам писателя вторую жизнь. Роман "Судьба" был отмечен Государственной премией РСФСР. Направление художественных поисков П.Л. Проскурина - люди созидательного труда, подвижники - от простого крестьянина до космонавта. Тема Брянщины проходит через всё творчество П.Л. Проскурина. Когда писателя спрашивали о героях его дилогии ("Судьба", "Имя твоё"), он говорил, что почти все они из родной деревни Косицы. Он исследовал народный характер, раскрывая и тёмные его глубины, и нравственное величие. Нескрываема любовь писателя к народу, сочувствие его исторически трудной судьбе. Читая произведения П.Л. Проскурина, понимаешь, что связь человека с землей - это то, что составляет основополагающее значение в формировании личности, человек не может безнаказанно порывать с землей. Авторская позиция выражает особенности народного сознания, П.Л. Проскурин - народный писатель Уважение к нему как художнику выражались в том, что он был одним из секретарей Союза писателей СССР, сопредседателем Правления Союза писателей Российской Федерации. Награждался орденами и медалями, в том числе Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. П.Л. Проскурин оказывал большую поддержку брянским писателям, был пропагандистом творчества земляков. Он часто бывал на Брянщине, выступал на встречах с читателями. Похоронен в Брянске. Память П.Л. Проскурина в Брянске увековечена тем что в Литературном музее г. Брянска восстановлен облик рабочего кабинета писателя, где проводится экскурсия с рассказом о его жизни и творчестве. С 2003 года Администрацией Брянской области учреждена стипендия им. П.Л. Проскурина для талантливой молодежи (Проскуринская стипендия). Неоднократно стипендию получали члены Брянского литературного объединения, участники семинаров при Брянской областной писательской организации: Н.В. Еремина, Е.А. Ларичева, К.С. Аверенкова и др.
"Магистральной линией" в творчестве брянских писателей является историческая тема и, в частности, тема Великой Отечественной войны. Писателем-краеведом называют Владимира Константиновича Соколова (1910-1986). С 1968 года на протяжении многих лет он был ответственным секретарем Брянской областной писательской организации. В 70-е - начале 80-х годов очень популярными были его исторические романы, из которых особенно читаемым был роман "Атаман Брянского леса". Это впечатляющая картина из жизни Брянского края эпохи Петра I. В центре романа судьба монастырского крепостного Максима, перенесшего много жизненных испытаний и ставшего разбойником. Незаурядная сила характера, ум, смекалка ставят Максима во главе ватаги, промышляющей в Брянских лесах, а затем сражающейся со шведами за землю русскую. В.К. Соколов наделил своих героев чертами русского народа: силой воли, непреклонностью в борьбе с врагами, способностью к чистой и светлой любви, добротой, умением сочувствовать и сострадать. Художественное отражение истории Брянщины продолжается в романе В.К. Соколова "Емельян Чернодыр", в основу которого положено восстание крестьян в Комарицкой волости в конце XVIII века. Сотни восставших принимают мученический венец, но, погибая, они верят, что придет освобождение и русский крестьянин станет хозяином своей судьбы.
О событиях Великой Отечественной войны - романы В.К. Соколова "Война без выстрелов" и "Семья неустрашимых". В.К. Соколов - автор книги рассказов "Партизанские были" (М., 1980) для молодых читателей. Также для детей среднего и старшего возраста написана книга рассказов о природе брянского края "Сказки Брянского леса" (1976).
Тема Великой Отечественной войны представлена в творчестве Ивана Васильевича Абрамова (1916-2002). В его повести "Рубежи сорок первого" действуют бойцы и командиры батальона в трагический момент отступления советских войск. О событиях войны — и его роман "Майские ливни".
О Великой Отечественной войне пишут не только те, кто прошел её дорогами, но и те, кто пережил народную беду в тылу, испытал трудности военного детства. В этой литературе есть всё: и богатство документального материала, и интригующие сюжеты, и убедительный психологизм, правда ситуаций и характеров. Писателей В.Н. Белоусова, В.Д. Динабургского, Б.А. Пластинина, А.С. Романюка, А.Н. Саввина, Д.В. Стахорского, А.Ф. Хочева, А.К. Якушенко и других объединяет интерес к прошлому "малой Родины", стремление сохранить в памяти потомков бесценные крупицы нашего исторического знания. Наше настоящее вырастает из прошлого, наша духовность, нравственная стойкость корнями уходит в прошлое. В творчестве брянских писателей чётко просматривается гуманистическая традиция отечественной литературы.
Например, рассказ А.С. Романюка "Гвардии ездовой" привлекает проникновением в психологию человека, прошедшего дорогами войны и навсегда сохранившего память о своем "боевом напарнике" - лошади. Именно память определила образ жизни героя после войны. Это произведение об истинном и ложном героизме, о таких людях, как капитан Тушин Л.Н. Толстого ("Война и мир"). От них зависел исход войны - наша победа. Такие люди, как Анисим Петрович Жилин А.С. Романюка, не причисляли себя к героям, но имели качества настоящих защитников Родины: не ради славы и наград, а по совести делали трудное военное дело, шли жестокими дорогами войны с добрым сердцем.
Герой рассказа А.К. Якушенко "Расстрел" Иван Петрович, несмотря на пытки и совершенно безвыходную ситуацию (немцы заставили его рыть себе могилу), проявляет необычайную силу духа. Он до последней минуты не смиряется со своей участью. Воля к жизни Ивана Петровича так велика, что ему удаётся перехитрить фашистов и спастись. Рассказ о событии из жизни одного героя войны, но читатель понимает, что образ Ивана Петровича - обобщение, это русский характер; таких мужественных людей было много среди участников тех трагических событий, потому и выстоял наш народ в суровых испытаниях.
В рассказе А.Н. Саввина "Значит, будем жить" выражена гуманистическая идея: самая высокая цель не оправдывает принесения в жертву даже одной человеческой жизни, не стоит слезинки хотя бы одного ребёнка (мысль Ф.М. Достоевского). Умение ценить жизнь отличает защитников Родины. Партизанский отряд, в котором не ко времени родился ребенок, проходит там, "где, казалось, невозможно даже ступить ногою". Но командир отряда приказывает беречь ребёнка, когда кто-то высказывает мнение, что его плач может выдать отряд. Поэтому веришь утверждению командира: "Значит, будем жить... Сто, двести, тысячу лет!.." Такой народ непобедим.
Значительные книги последнего десятилетия о Великой Отечественной войне - "Сильнее смерти" (Брянск, 2001)А.Н. Саввина, "В полях почернели ромашки..." (Брянск, 2004) В.Д. Динабургского "Хацунская исповедь" (Брянск, 2007) Е.П. Кузина. Александр Николаевич Саввин составил сборник "Сильнее смерти" из глав своего романа "Чародеи", рассказов разных лет и воспоминаний. Писатель сам воевал, был несколько раз ранен, награждён орденами и медалями. У автора с таким жизненным опытом всегда есть возможность стать протокольным документалистом, автором исторических хроник, "фотографом" эпохи. А.Н. Саввин - художник слова. Он умело обобщает факты, в подробностях видит общие черты. Ему дана способность не увязнуть в фактическом материале и не сделаться пафосно-навязчивым. Это качество художника просматривается в рассказах "На Брянском направлении", "Люди единой воли", "Тяжёлые годы" и других. Рассказы А.Н. Саввина доносят до нас правду о человеке, о том, что сделало защитников Родины сильнее смерти. Прежде всего это чувство ответственности за судьбу других, которое подспудно живёт в каждом положительном герое писателя: в критические моменты герой делает выбор в пользу общего дела. Лейтенант Госьков ("Ревизия") ценой своей жизни останавливает вражеский танк. Толик Коршунов ("Сильнее смерти") взрывает поезд с гитлеровцами, шагнув навстречу смерти. Трудно было решиться Женьке Мошкину ("Родная кровь") уничтожить предателя, ведь он - его родной дядя. В этом трагичность ситуации, не сглаженная автором. Но такова война: у Женьки нет выбора. Подчинить свой личный интерес общей идее — характерная черта лучших героев А.Н. Саввина. Мотивы поступков сходны, но художественная разработка героических эпизодов различна; под пером автора обобщённые характеры приобретают индивидуальные, неповторимые черты. Подвиг лейтенанта Госькова показан со стороны, глазами других бойцов; психологическое состояние Толика Коршунова раскрывается "изнутри", в подробностях чувства. Художник в авторе проявляется в изображении обстановки действия, в чередовании общих характеристик военных действий и изображения эмоционального состояния отдельного человека; это лиризм авторских зарисовок, наполненных чувством патриотизма, радостью или негодованием, гордостью за свою страну и армию. Замечательны саввинские пейзажи. Картинные, написанные широкими мазками, они величественны и маняще-загадочны: "Впереди до самого горизонта широко и привольно раскинулась степь. Она играла и пела. Налившееся жаром солнце катилось в голубых просторах ликующего дня, раздвигая небесные и земные просторы. Высоко над головой, не шевеля крыльями, парил орел. Он зорко оглядывал хозяйским взглядом свои владения, ходил по спирали, забирался в голубую звень" ("В большой излучине"). Пейзажные вкрапления, как музыкальные аккорды, озвучивают авторское неприятие войны, вносящей дисгармонию в мир людей и природы. А.Н. Саввин поэтически чувствует слово, оно приобретает у него метафорический смысл, близкий к аллегориям народного эпоса. Вообще народная языковая стихия очень близка автору. Он мастер выразительных диалогов, в которых речь каждого персонажа индивидуализирована, социально и профессионально убедительна. Книга "Сильнее смерти" стала итоговой для писателя, обозначила главное направление его творческих поисков.
Книга Валентина Давидовича Динабургского "В полях почернели ромашки..." - тоже своеобразный итог творческого развития автора. Сборник интересен тем, что он включает как поэзию, так и прозу известного на Брянщине поэта, члена Союза писателей России, Заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира", основателя и на протяжении многих лет директора парка имени А.К. Толстого. Автор был участником Великой Отечественной войны, его впечатления легли в основу военных рассказов и стихотворений. Рассказы В.Д. Динабургского доказывают, что у войны разное "лицо", что тема народного героизма и народной беды далеко ещё не исчерпана в литературе. Война застигла В.Д. Динабургского через три дня после того, как он был призван в Красную Армию. Из его повествований, полных драматизма, мы узнаем бесценные подробности героической и трагической судьбы народа. Рассказы писателя подкупают верой в человека, в торжество добрых чувств, которые неискоренимы, пока человек живет. Замечателен рассказ "Соната ля минор". Музыка пленного итальянца, который оказался профессором Миланской консерватории, объединяет солдат в едином настроении: "Солдаты слушали скрипку молчаливо, сосредоточенно, и волны музыки уносили их куда-то далеко-далеко, причем каждого в отдельности, рождая вместе с тем в их душах общую уверенность в том, что добро сильнее зла, а жизнь сильнее смерти..." В этих строчках - пафос всей военной прозы и поэзии В.Д. Динабургского. Война закаляет, ожесточает, взывает к ненависти, но автор хочет донести до нас другую мысль: ничто не может искоренить в человеке способности сострадать, любить, чувствовать прекрасное, желание жить. Авторские лирические отступления в рассказе "Соната ля минор" - гимн русскому солдату, не потерявшему человеческое лицо в суровых жизненных испытаниях: "Отходчива душа твоя, русский солдат! Отходчива и добра. Не держишь ты зла в её глубинах, не носишь камней за пазухой, хотя есть тебе за что мстить врагу, есть за что ненавидеть лютой ненавистью. Ох, есть за что! За спаленные села наши, за города, в руинах лежащие, за поруганную землю. За миллионы душ, замученных, расстрелянных, полоненных. За тех, кто пал на поле брани и кому пасть в грядущих боях сподобится. За материнское горе, за вдовьи слезы. Природа наделила тебя разумом трезвым и рассудительным, а душой мягкой, незлобливой. В бою к врагам ты беспощаден и неистов. Храбрости тебе не занимать. Ради победы живота своего не пожалеешь, ради свободы Родины ни перед чем не остановишься. Весь мир твоей доблести дивится, стойкостью и мужеством поражается. Но враг, сложивший оружие, - бывший враг..." Книга В.Д. Динабургского "В полях почернели ромашки..." - одна из самых достойных в современной брянской литературе.
Из произведений последних лет следует отметить выход в свет книги Евгения Петровича Кузина "Хацунская исповедь" (Брянск, 2007). Е.П. Кузин - поэт, лауреат литературной премии им Ф.И. Тютчева "Русский путь" - много лет изучал материалы Хацунской трагедии (Хацунь - деревня в Карачевском районе), считая своим гражданским долгом сделать всё, чтобы не иссякла память народная о страшных событиях Великой Отечественной войны. Он явился инициатором реконструкции Мемориального комплекса "Хацунь", собрал огромный документальный материал о трагической судьбе ка-рачевской деревни, жители которой 25 октября 1941 года были расстреляны немецкими оккупантами. Книга Е.П. Кузина - результат подвижнической деятельности писателя.
Из других характерных тем в брянской литературе следует отметить так называемую производственную, активно разрабатывавшуюся писателями в советскую эпоху. Это проза И.В. Абрамова (повесть "Время рассудит"), роман в двух частях А.Н. Саввина "Чародеи", роман Б.П. Каченовского "Ожидание настоящего" и др. В настоящее время тема взаимоотношений людей в производственных коллективах интересует писателей меньше, в творчестве молодых, начинающих авторов она практически не представлена.
Зато по-прежнему актуальной остаётся тема российской глубинки. "Деревенскую" тему разрабатывали и разрабатывают писатели-профессионалы Н.Е. Бораненков, С.П. Кузькин, С.И. Стешец, А.К. Якушенко и др. Примечательно, что тема эта интересует и молодых авторов. Например, она отличает члена Брянского областного литературного объединения Н.Н. Хохлова. Его рассказы публиковались в журналах "Пересвет", "Десна", "Брянской Учительской газете". Произведения разных лет Н.Н. Хохлова вошли в его книгу "Здесь Русью пахнет" (Брянск, 2008).
В последние годы брянская проза пополнилась произведениями психологического характера. Среди них заметны рассказы Людмилы Станиславовны Ашеко, члена Союза писателей России, лауреата премий имени Н.И. Рыленкова, имени Ф.И. Тютчева "Русский путь", прозаика, поэта, драматурга. Первая книжка её рассказов "Свет месяца" вышла в Брянске в 2002 году и стала открытием для многих любителей прозы. Герои Л.С. Ашеко - люди разных характеров, возрастов, профессий и социального статуса. Это солдат-первогодок ("Это мгновение"), пенсионерка ("Оттепель"), актриса ("Мухояр"), влюбленные ("Зеленые плоды"), преступники ("Каиновы дети") и т.д. Для Д.С. Ашеко характерно стремление проникнуть во внутренний мир человека, обнаружить скрытые мотивы поступков, причины переживаний, её интересуют подробности чувства. И в каждом сюжете есть призыв автора к добру, напоминание о том, что смысл нашего присутствия на земле — в постоянной работе души, приближающей к нравственному идеалу. Это взывание к нашей совести, ответственности за каждый поступок. Своеобразен поэтический, живописный стиль произведений Л.С. Ашеко; её отличает внимание к подробностям жизни. Для её стиля характерно сочетание поэзии и прозы, интересно взаимопроникновение этих способов изображения внутреннего мира человека. Например, это заметно проявляется в рассказе "Зелёные плоды". Многие сюжеты писательницы пронзительно-трагедийны ("Каиновы дети", "Это мгновение"). Автор считает, что задача писателя — идти в ногу с жизнью, быть для читателя его современником, воссоздавать реальную картину нашего бытия, не смягчая подчас жестокого смысла реальных событий. Л.С. Ашеко помогает разобраться в сложных состояниях человека и проблемах нашего исторического времени.
В плане художественных поисков брянская проза достаточно разнообразна. Есть в ней примеры юмористической, сатирической типизации (рассказы Н.Е. Бораненкова). Есть освоение фольклорных традиций (иронические сказки К.И. Минькова, сказы Ю.Е. Лодкина), интересен опыт создания литературной миниатюры в творчестве Я.Д. Соколова.
На рубеже XX-XXI вв. в брянской литературе появилась целая плеяда прозаиков нового поколения. Исключительный интерес любителей книги вызывает творчество Юрия Бурносова. Первые рассказы этого автора ("Мертвец, который убежал" и "Жуткая сосаль-ная станция") были опубликованы в 1999 году в литовском журнале "Империя". В том же году в московском издательстве "Армада -Альфа-Книга" под псевдонимом Виктор Бурцев вышел его первый роман "Алмазные НЕРвы", написанный в соавторстве с В.Косенковым из Таллина. Роман был назван "новой надеждой русского киберпанка". В 2000 году автор получил премию "Старт" на екатеринбургском фестивале "Аэлита". Старт Ю. Бурносова в литературу оказался действительно удачным: одна за другой в издательстве "Армада - Альфа-Книга" выходят его книги "Алмазная реальность" (2000), "Охота на НЛО" (2000), "Алмазный дождь" (2001), "Зеркало Иблиса" (2001). Юрий Бурносов также является одним из соавторов русского переложения бестселлера "Лара Крофт - расхитительница гробниц", вышедшего в издательстве "ACT" в 2002 году. В 2001 году на международном фестивале "Звёздный мост" Ю. Бурносов и В.Косенков получили премию Университета внутренних дел Украины "за правдивое отражение средствами фантастики труда работников правоохранительных органов в романе "Охота на НЛО" и третью премию фестиваля "Звёздный мост-2001" в номинации "Циклы, сериалы и романы с продолжениями". Весной 2001 года рассказ Ю. Бурносова "Мессия должен умереть" стал победителем интернет-конкурса фантастических рассказов "48 часов".
Произведения Ю. Бурносова последних лет - роман "Чудовищ нет" (2006) и трилогия "Числа и знаки" (2006). Сегодня Ю. Бурносов, пожалуй, единственный автор, так плодотворно осваивающий крупные литературные жанры.
Мистический рассказ Татьяны Александровны Коровушкиной "Младенец и ведьма" ("Пересвет", №1, 2003) стал заявкой молодой писательницы на своё место в литературе Брянщины. Обращение к мистическим сюжетам традиционно в нашей отечественной литературе. Мистика в художественной прозе классиков обогащает наше представление о мироустройстве, напоминает о многомерности человеческого бытия, об ограниченности научного познания в постижении смысла жизни. Т.А. Коровушкина представляет на суд читателей не забавное чтиво, а свою концепцию соотношения в мире добра и зла, где "поле битвы - сердца людей". В произведении утверждается мысль о том, что судьба человека предопределена свыше в служении добру или злу, но человеку даётся и право выбора, возможность изменить предначертанный ход событий. Подкупает в рассказе масштабность проблемы, её общечеловечность. Она решена художественно убедительно. Автор прекрасно владеет словом. Т.А. Коровушкиной дано чувство меры в отборе материала. Она умеет воссоздать живой диалог, выписать характеры людей. Герои рассказа - деревенские старухи, "новые русские", рыночная публика... Каждый участник сюжета проживает свою жизнь, но все становятся участниками загадочных событий. Завелось Зло - и зацепило каждого. Вот почему положительный исход интриги приобретает особую важность. Ведьма Кружилиха сумела противостоять злой силе и освободила всех от опасности его распространения, проявив в этом человеческую волю. В рассказе Т.А. Коровушкиной есть спорные моменты, вызвавшие неоднозначное отношение читателей, но автор стремится к совершенствованию мастерства. С отрывками из её последней работы -романа "Вечный дом" - можно познакомиться в альманахе "Литературный Брянск" (№1, 2007 г.). Талант Т.А. Коровушкиной отмечен тем, что она принята в Союз писателей России.
Исключительный интерес представляет творчество Александра Венедиктовича Ронжина. Одну за другой он выпускает книги: "Третья война" (Брянск, 2003), "Из истории праславян и древних русов" (Брянск, 2004), "До нашей эры" (Брянск, 2005), "Тропою Буривоя" (Брянск, 2007). В творчестве А.В. Ронжина соединились добросовестность ученого и талант художника. Это выражается в тщательном изучении им документального материала, будь то повествование о гибели Карфагена ("Третья война") или рассказ о Пифагоре ("Гибель Учителя"). Обращаясь к темам историческим, "делам давно минувших дней", автор прежде всего работает как учёный-исследователь, осознавая ответственность перед историей. В его книгах есть схемы и карты, словари, примечания и списки литературных источников. Особенностью таланта А.В. Ронжина является умение силой воображения перевести исторический факт в плоскость художественной интерпретации. Он умеет найти и развить интригу в интересном, напряженном сюжете, представить мифологизированных героев ярко-характерными личностями. Он проявляет завидное мастерство в изображении батальных сцен. Достоинство автора - способность в событиях давнего времени находить общечеловеческий смысл, актуализировать его применительно к сегодняшней исторической ситуации. В повести "Третья война", например, автор высвечивает проблемы: "народ и вожди", "патриотизм и предательство", "личная жертвенность во имя общего дела"; писатель побуждает читателя решать для себя вопрос, актуальный в любом человеческом сообществе: стоит ли победа над врагом принесения в жертву хотя бы одного ребёнка (как делают это женщины-карфагенянки). В книгу "До нашей эры" вошли три произведения: повесть "Третья война" и рассказы "Гибель Учителя" и "Путешествие в прошлое". Автор, оставаясь как художник в русле классической традиции, ищет формы повествования, позволяющие поддерживать интерес читателя в процессе чтения (интригующие названия частей и глав, чудесные смещения времени, письма из прошлого и т.д.). Нравственный идеал А.В. Ронжина определяет гуманистический пафос его сочинений. Это преклонение перед патриотической силой народного сознания, вера в человеческие созидательные возможности, уважение к опыту прошлых поколений, утверждение светлых начал в душе человека. Роман "Тропою Буривоя" - об освоении Волжского торгового пути, о древних русах и славянах, о том, как возникла Русь. Автор владеет историческим материалом, а свою научную концепцию излагает в книге "Из истории праславян идревних русов" (Брянск, 2004). Как исследователь А.В. Ронжин в категоричен, рассматривает различные научные концепции, ищет доказательства и аргументы. Его художественное произведение -иллюстрация принятой точки зрения, а мир, наполненный поэтическими картинами, интригующий переплетением человеческих судеб столкновением характеров. Концептуальность же придаёт произведению внутреннюю целостность. В романе "Тропою Буривоя" создаётся картина многоликого мира, в котором сосуществуют разноплеменные народы. Очень современна мысль автора о том, что важнейшим рычагом, способным уравновесить этот многоязычный мир, может стать строго соблюдаемый всеми установленный порядок торговых связей. А.В. Ронжин принят в Союз писателей России.
Не остается незаметным в контексте литературной жизни Брянщины творчество молодой писательницы Елены Анатольевны Ларичевой. Учёный, преподаватель одного из вузов Брянска, она много пишет, причём её литературный талант проявляется в разных жанрах. В журнале "Пересвет", в местной периодической печати не раз публиковались её стихотворения. И всё же наиболее оригинальна она в жанре фэнтези. Ее сказка "Внучка волшебника" вызвала дискуссию в Брянской писательской организации - это первый серьёзный опыт работы брянского автора в "модном" жанре. Е.А. Ларичева наделена удивительной способностью фантазировать, находя при этом национальную "опору" для своих фантазий. Её произведения привлекают не только интригующим сюжетом, но глубокой мыслью, постановкой общечеловеческих проблем сохранения жизни на земле и в пределах Вселенной, сохранения статуса человека в условиях технического прогресса.
Как уже отмечалось, на развитие брянской прозы благотворное влияние оказывает работа семинара при Брянской областной писательской организации СП России.
У многих брянских писателей есть произведения, которые можно включить в круг детского чтения. Это, конечно же, брянские сказы Юрия Евгеньевича Лодкина. Две его книги "Хрустальная радуга" (Тула, 1980) и "Литые кружева" (Тула, 1988) адресованы детям среднего и старшего школьного возраста. Брянский литературный сказ, жизнь которому дал писатель, - это жемчужина брянской литературы. Оригинальнейший национальный жанр, с которым мы знакомы прежде всего по произведениям "Малахитовой шкатулки" П.П. Бажова, представлен в брянской литературе ярко, значительно. В книге "Хрустальная радуга" объединены дятьковские сказы о народных мастерах хрустального дела. Сказы книги "Литые кружева" - о брянских сталелитейщиках и чугунолитейщиках. В сказах Ю.Е. Лодкина сохранены все жанровые признаки сказа: близость к рассказу указанием на точное место действия, наличие исторических лиц, типичные и в то же время индивидуализированные характеры, реальныe конфликты между рабочими и их начальниками ит.д.; как в сказке, здесь много вымышленных образов, чудесных превращений; есть образ сказителя, человека из народа, убедительно создающий неповторимый сказовый стиль. Есть традиционное совпадение авторского и народного сознания в оценке событий и действующих лиц. Сказ, имеющий фольклорную природу, преображённый авторской фантазией, не потерял главного. Он доносит до нас мысль, что всё самое дорогое и прекрасное на земле создано трудом и талантом рабочего человека. Крепостные дятьковские мастера создавали сказочно прекрасные поделки - свидетельство таланта и духовного величия простого человека. Читая сказы из книги "Литые кружева", убеждаешься, что для творчества нет предела; брянские мастера способны сотворить красоту из самого, казалось бы, неэстетичного материала - чугуна и стали. Автор раскрывает мысль о том, что труд творческий всегда был органической потребностью человека, а источником вдохновения для мастеров своего дела издавна были красота родной земли, чувство любви и глубокий патриотизм. Сказы Ю.Е. Лодкина известны далеко за пределами Брянщины. Критик Е.Панфилова в статье "Сокровища Дятьковркой местины" ("Молодая гвардия", №11, 1981), сравнив П.П. Бажова и Ю.Е. Лодкина, назвала нашего сказителя подвижником, которых немало на Руси. Литературные сказы есть и в творчестве Л.Л. Семенищенковой (цикл сказов об Анюте-Узорнице). Некоторые из них публиковались в альманахе "Литературный Брянск", областной газете "Брянский рабочий".
В 2007 году вышла в свет оригинальная книга "для семейного чтения" В.Д. Динабургского "Под зеленым абажуром". В нее включены и стихи, и прозаические произведения писателя. Замечательна идея автора - вернуть утраченную традицию чтения книг в семейном кругу, привлечь юного читателя к книге, отвлечь его от экрана телевизора и компьютера.
В детское чтение могут быть включены художественные миниатюры и рассказы о природе Я.Д. Соколова ("Старый колодец", "Плывут по небу облака"). Произведения А.В. Ронжина, безусловно, войдут в круг чтения старших школьников. Рассказы о событиях Великой Отечественной войны А.Н. Саввина, В.Д. Динабургского, В.К. Соколова необходимо читать детям. Фэнтези Е.А. Ларичевой - также для детей. Задача учителя - осуществить свой отбор, ориентируясь на возраст читателя.
Из значительных публикаций начала XXI века в брянской литературе можно отметить книгу прозы Александра Кирилловича Якушенко "Речка Снов" (Брянск, 2001). Автор - поэт, прозаик, журналист, в течение многих лет - председатель Правления Брянской областной писательской организации Союза писателей России, лауреат премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира" (присуждена за литературную деятельность, в том числе за книгу "Речка Снов"). Книга итоговая, включает рассказы А.К. Якушенко разных лет (раздел "Проталины") и публицистику (раздел "Остаюсь журналистом"). Рассказы писателя разные по тематике. Здесь есть психологическая проза ("Речка Снов"), военная ("Расстрел"), рассказ о сталинских репрессиях ("Портрет"), несколько рассказов, воссоздающих атмосферу учебы в педагогическом училище, о том, как начинался трудовой путь молодого человека ("Недавно все было...", "За год до экзаменов") и др. Автор предисловия, П.Л. Проскурин пишет: "В рассказах найден правильный тон доверительной беседы о пережитом и чувствуется что автору есть что рассказать. Он знает и зримо показывает людей кажется, взятых из самой жизни, хотя иные из них, конечно, рождены творческим воображением. Писатель показывает своих героев в действии, в поступках. Его герои - живые, запоминающиеся люди, со своими судьбами, со своим индивидуальным сочным и точным языком". Сам А.К. Якушенко говорит, что в этой книге - вся его биография.
В книге Степана Павловича Кузькина "Яблочный Спас" (Белые Берега, 2007) немало рассказов, достойных включения в чтение старшеклассников. Руководитель трубчевского литературного объединения "Горизонт", С.П. Кузькин больше известен как поэт. "Яблочный Спас" - его первая книга прозы. В неё вошли рассказы разных лет. Некоторые ранее публиковались в газетах, журналах и альманахах. Рассказ "Маруська" был отмечен при подведении итогов литературного конкурса имени В.М. Шукшина "Светлые души" в г. Вологде. Он напечатан в коллективном сборнике лауреатов конкурса. Это, конечно, не случайно. С.П. Кузькин пишет в основном о людях села. Он хорошо понимает характеры людей, знает их бытовые проблемы, духовно-нравственные опоры. С большой любовью к людям написаны эти рассказы. Может быть, поэтому за характерными приметами внешней жизни он умеет разглядеть внутреннюю суть человека, скрытые мотивы его поведения. Большинство произведений глубоко психологичны. Как и в стихах, в прозе С.П. Кузькина нет подражательности. Он остается приверженцем реализма. Психологизм писателя очень убедителен, потому что в способах психологического анализа он идёт не от литературной моды, а от знания жизни. В лучших рассказах С.П. Кузькина нет сцен "громких", с истерическим поведением персонажей. С.П. Кузькин понимает русского человека, который, как правило, сдержан в выражении чувства, если оно по-настоящему глубоко. Очень тонко умеет подметить С.П. Кузькин нюансы в переживании героя, находит интригующий сюжет, в котором высвечивается внутренняя драма человека. Например, рассказ "Гармонь" - о запрятанной в душе верности Василия Симакова его первой жене Нине, о памяти, которую не стирает время. Автор не говорят об этом прямо, психологическое состояние героя выражено косвенно. Оно - в случайно оброненной фразе Василия: "Понимаешь... Сегодня пять лет..." В том, что он в этот день отпросился пораньше с работы, не объяснив начальнику вразумительно причину... Он достает гармонь, потому что помнит, как Нина говорила: "А гармонь ты, Вася, береги. Душа заболит - сыграешь". Достаёт Василий гармонь — значит, болит душа. И то, почему он бережно запрятал потом гармонь в глубь шкафа, понятно читателю. Василий и Тамара, его новая жена, без слов понимают друг друга. Из кухни слышатся короткие всхлипывания Тамары. Василий не подходит к ней, чтобы не обманывать, утешая... Вот русский характер: жить, работать, стойко переносить удары судьбы, любить - и вдруг прорвётся то, чем томится душа, о чём не забывается никогда. Выразится сдержанно, молчаливо или, как в произведении: Василий играет мелодию песни "Степь да степь кругом" и про себя поёт...
Поводом к размышлению о смысле жизни могут стать рассказы, новеллы и миниатюры в книге Якова Дмитриевича Соколова "Плывут по небу облака" (Брянск, 2007). Я.Д. Соколов - писатель-краевед, автор широко известных книг "Седая брянская старина" (Брянск, 2000), "Читая брянские фамилии" (Брянск, 2002). Член Союза журналистов России, член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира", писатель неоднократно публиковал в периодической печати рассказы о природе. В них много интересных наблюдений за животными, птицами, растениями. Его лучшие рассказы - маленькие открытия, привлекающие внимание юного читателя к жизни природы. Природа помогает человеку понять своё назначение в мире, смысл бытия. С чувством юмора написаны поучительные миниатюры. Книга не адресована детям, и все же такая адресность чувствуется.