Литературные традиции Трубчевского края уходят своими корнями в глубину веков. Пожалуй, нет на Брянщине более поэтического города, чем древний Трубчевск. Для русской истории и русской литературы особое значение Трубчевска заключается в том, что с ним связано появление величайшего произведения древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Это героическая песнь о походе князя Игоря против половцев, произведение не только о новгород-северцах, курянах, но и о древних жителях нашего тысячелетнего Трубчевска.
Вот что пишет, опираясь на Ипатьевские летописи, Мусин-Пушкин, открыватель этого произведения: «Удельный князь Новгород-Северского Игорь Святославович, не сделав сношения со старейшим Великим князем Киевским, решился в 1185 году отомстить сам собою половцам за разорение подвластных ему владений и приобрести себе через то славу. К сему выступлению уговорил он родного брата своего Трубчевского князя Всеволода».
В тот роковой поход Всеволод со своей дружиной вышел из Трубчевска через Севск и Курск. Он спешил на соединение с воинами князя Игоря. В Трубчевске осталась «милая, желанная, прекрасная Глебовна» - жена князя Ольга Глебовна, внучка Юрия Долгорукова.
Этот бессмертный памятник древнерусской литературы по праву стоит в ряду великих творений человеческого гения, свидетельствуя о высокой художественной культуре Руси XI-XII веков. Наукой точно не установлено, кто был автором поэмы, но из текста видно, что гениальный автор «Слова» имеет непосредственное отношение к Трубчевской земле. В частности, филолог В.Суетенко в своих работах отмечал, что так называемые «темные места» «Слова» находят расшифровку в диалектных говорах трубчевских сел и деревень.
В 1975 году, отмечая тысячелетие Трубчевска, благодарные земляки поставили автору «Слова» памятник в образе Бояна. «Слово» не отзвенело, не угасло, слово продолжается. Начиная с лета 1986 года, в Трубчевске проводится праздник «На земле Бояна».
У каждой территории есть свои великие люди, свои герои и патриоты Отечества. Древний Трубчевск дал фамилию славному роду Трубецких, в котором были государственные деятели и дипломаты, философы и литераторы. Трубецкие любили свой коренной город, гордились историей Трубчевска и бережно сохраняли живую память о первых князьях своего рода, прах которых покоится в усыпальнице Трубчевского Троицкого Собора. Несколько поколений династии Трубецких верой и правдой служили русскому Отечеству, прославили себя и Россию на самых разных поприщах. Были и те, кто занимался литературным трудом.
Еще Трубецкой Никита Юрьевич (1699-1767гг.), бывший генерал-фельдмаршалом и президентом в военной коллегии, оставил после себя «Записки», которые были лишь через сто лет после его смерти опубликованы в первом томе «Русской старины» за 1870 год.
Сын Никиты Юрьевича Николай (1744-1821гг.) был дружен с литератором и издателем Новиковым, одним из самых просвещенных людей того времени. Николаю Трубецкому принадлежат несколько стихотворений и произведений прозы, печатавшихся в «Московских ежемесячных сочинениях», а также комедия «Расточитель».
Литератором был и его брат Петр Никитич (1724-1781гг.), тоже человек выдающихся способностей, сенатор и почетный член Императорской академии художеств. Он писал стихи, занимался переводами.
Оставил после себя «Записки», изданные в 1863 году и сын Петра Никитича Сергей, известный декабрист, принимавший участие в составлении Устава декабристского «Союза Благоденствия». Сергей Петрович (1790-1860 гг.) готовился декабристами на пост правителя в случае удачного исхода восстания. В «Записках» он рассказывал о своей жизни и о судьбе его жены, последовавшей за ним на каторгу.
Книга Р.Э.Трубецкой «Сказание о роде Трубецких», изданная в 1891 году в Москве как бы обобщает материал о государственной и литературной деятельности Трубецких, начиная с Дмитрия Ольгердовича Брянского и до конца прошлого века. Конечно, не все Трубецкие создали высокохудожественные произведения, не все они жили на нашей земле и не все писали о ней, но род и фамилия, данная им нашим древним Трубчевском, известны среди видных людей, работающих на ниве русской словестности.
Так писал о своем учителе Александр Пушкин в 1815 году в стихотворении «Послание к Галичу».
«Нет, добрый Галич мой! Поклону ты не сроден. Друг мудрости прямой Правдив и благороден.»
А.С.Пушкин на долгие годы сохранил добрые воспоминания о профессоре, преподавателе русской и латинской словесности Александре Ивановиче Галиче в Царскосельском лицее в 1814-1815 годах. А.И. Галич (настоящая фамилия Говоров) родился в Трубчевске в 1783 году в семье диакона. В 1803 году он закончил Севскую духовную семинарию, затем Петербургский педагогический институт, а в 1808-1813 годах учился в Германии, путешествовал по Франции, Австрии, Англии, владел французским, немецким, английским, испанским языками. В 1813 году А.И.Галич возвратился в Россию, читал лекции по философии в Петербургском педагогическом институте, а затем заменил в Царскосельском лицее заболевшего профессора Н.Ф. Кошанского.
Тридцатилетний профессор, по свидетельству В.К.Кюхельбекера, «до слабости добрый», стал настоящим другом и наставником юных лицеистов. С ним они держались просто, вели свободные беседы о литературе, искусстве, философии.
А.И.Галич одним из первых обратил внимание на поэтический дар юного Пушкина. Он заставил его написать для экзамена 1814 года «Воспоминания о Царском селе». Как известно, это стихотворение, прочитанное на публичном экзамене 8 января 1815 года, стало подлинным триумфом юного поэта, заслужило восхищение самого Г.Р.Державина.
Трудную, но удивительно насыщенную, интересную жизнь прожил А.И.Галич.
В Трубчевске на здании бывшего Дома учителя восстановлена мемориальная доска в память об именитом земляке, уроженце города. Трубчевский поэт Степан Кузькин посвятил учителю Пушкина свое стихотворение «Галич», где есть такие строки:
Какие судьбы! Как сошлись счастливо!
И каждый стал по-своему велик:
Учитель - мудрый, честный, прозорливый,
И рядом - гениальный ученик.
Еще один уголок на литературной карте Трубчевского района стал известен благодаря просветительнице Радонежской.
Раиса Витальевна Радонежская родилась во второй половине 50-х годов XIX века в селе Радутино Трубчевского уезда в семье местного священника. Ее увлекли народнические идеи, и она решила стать педагогом, посвятив свою жизнь просвещению крестьянства. Молодая учительница начала свою педагогическую деятельность в поселке Чернь Трубчевского уезда. Реалии сельской жизни глубоко потрясли Раису Витальевну. Голод и болезни, дикие суеверия и обычаи, безысходная доля женщины-крестьянки, все это волновало ее и нашло отражение в опубликованном "Орловским вестником" ее произведении "Картины народной жизни. Записки сельской учительницы".
В 1880 году Р. В. Радонежская в числе первых учениц заканчивает Орловскую гимназию. Уже опубликованы ее "Записки...". Открыт путь в большую литературу.
Но Радонежская стремится в деревню, к крестьянским детям. Она становится учительницей в Конятинской школе Черниговской губернии, вскоре превратившейся в одну из лучших в Кролевецком уезде. А через год журнал "Вестник Европы" под псевдонимом "Р. Сосна" публикует повесть Р. В. Радонежской "Отец Иван и отец Стефан", гневно обличающую безнравственность духовенства. В 1883 году Р. В. Радонежская подготовила земству доклад, в котором выдвинула идею создания передвижных школ. Министерство народного просвещения не поддержало доброе начинание. Училищный совет уволил Раису Витальевну Радонежскую из школы. Пережить такой удар талантливый педагог и уже известная писательница не смогла.
Жизнь Раисы Витальевны Радонежской, восходящей звезды русской литературы, трагически оборвалась в 1884 году. По свидетельствам ее современников, ее личность и идеалы были "...чисты и высоки".
С Трубчевском связано имя Даниила Андреева, которое в последние десятилетия стало известно всей читающей России.
Поэт - вестник, космическое мировоззрение которого заставляет многих сравнивать его с великим Данте, при жизни не опубликовал ни строчки из своих произведений. Вместе с Россией он пережил трагизм сталинской эпохи.
С 1989 года его наследие начали издавать, и в 1997 году Фонд «Урания» им. Даниила Андреева завершил издание полного собрания его сочинений.
Проникновенные строки поэт посвятил природе брянского края, окрестностям его любимого городка Трубчевска, бывшего уездного центра Орловской губернии.
Почему же более других старинных, тихих уголков России Данил Андреев любил Трубчевск? Трубчевск был для него напоминанием о матери, которую ему не суждено было узнать. Еще в 1883 году дед Даниила Андреева по материнской линии М.М.Велигорский переехал с Украины в уездный центр Орловской губернии городок Трубчевск и прожил там одиннадцать лет. Он служил управляющим удельного имения, дважды избирался гласным Трубчевской земской управы, принимал деятельное участие в жизни города и уезда.
За годы, прожитые в Трубчевске, у М. Велигорского установились добрые отношения со многими трубчанами. С некоторыми из них позднее познакомился Даниил Андреев, были у него в Трубчевске и свои друзья. Здесь он сошелся с семьей учителя рисования, или, как говорили в начале прошлого века, учителя искусств П.П.Левенка. В семье Левенков было девять детей. Почти все они прекрасно рисовали, играли на музыкальных инструментах, писали стихи, а знакомство с Даниилом Андреевым восприняли как яркое событие в своей жизни.
Небольшой деревянный дом Левенков до сих пор стоит на одной из главных улиц Трубчевска, на улице Ленина, бывшей Орловской. В этом доме часто бывал Даниил Андреев, о чем напоминает теперь мемориальная доска, установленная 4 ноября 1995 года.
Известно, что в Трубчевск Даниил Андреев приезжал в 30-м, 31-м, 32-м, 36-м и 40-м годах. Поначалу здесь ему не пишется. «Красота тут сказочная, и я только смотрю и слушаю. Очень далеко гуляю один. Жара, я черен как уголь. Был на лесных озерах, куда еще прилетают лебеди». Это из письма брату Вадиму в Париж.
Может быть, его влекла сюда удивительная природа «С затягивающими в себя лесами, былинными дубняками и сосняками, извивистыми светящимися реками?»
Нет, не только красота природы, тишина, русская старина, которые можно найти во многих других уголках России, притягивали Даниила Андреева в Трубчевск.
Он слышал рассказы о Трубчевске с детства от взрослых членов семьи. Очевидно, говорили об этом городке с любовью. Трубчевск с раннего возраста был окружен в сознании Даниила ореолом семейных и исторических легенд. Поэтому одно из своих первых самостоятельных путешествий он совершил именно на орловско-брянскую землю, землю своих предков, землю, которая питала его творчество все последующие годы до последнего вздоха, до последней строчки. Здешние озарения стали стихами, а прозрения - лирическим учением о стихиалях и духовном преображении природы.
Здесь с ним случилось то, чего он не забывал никогда. И потому так сюда стремился, что «в ночь полнолуния на 29 июля 1931 года ... на берегу небольшой реки Неруссы» пережил удивительное духовидческое состояние, когда над ним и в нем засветились «белые звезды, большие и цветущие», «плывшие со всей мировой рекой, как белые водяные лилии».
Он признавался, что «старался всеми силами вызвать это переживание опять... ночевал на том же самом месте. Все было напрасно».
Понадобилось пережить войну с «ленинградским апокалипсисом», арест, Лубянку и Лефортово с муками полуторагодового следствия, оказаться на нарах Владимирской тюрьмы, чтобы вновь увидеть звездную реку, открывшую ему путь к иным мирам, нам недоступным.
О Данииле Андрееве трубчане услышали в 1991 году, когда в центральной библиотеке состоялся вечер, посвященный 85-летию Д. Андреева. Тогда впервые Трубчевскую землю посетила вдова поэта Алла Александровна. С 1994 года в библиотеке стали ежегодно проводиться Андреевские чтения, которые были возобновлены в 2006 году после некоторого перерыва.
С 2003 года в педагогическом колледже г.Трубчевска с участием студентов и старшеклассников проходят малые Андреевские чтения.
Литературная карта Трубчевского района будет неполной без села Рябчевск, в котором в 1954 году родился иеромонах Роман (Матюшин Александр Иванович) - выдающееся явление русской православной культуры, поэт, исполнитель собственных песнопений и проповедник.
В 1972 году он окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет Калмыцкого университета. Работал учителем в школе, художественным руководителем во Дворце культуры. В 1980 году ушел в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1981 - в Псково-Печорский. Рукоположен в 1983 году. Служил на приходах Псковской епархии. В 1993 году ушел в скит Ветрово.
Вышли книги его стихов «Благословен идущий к Богу», «Камни святых алтарей», «Стихи покаянные», «Избранное», и другие. Выпущено 11 аудиокассет иеромонаха Романа общим звучанием более 8 часов. В целом это собрание составляет 107 текстов. Всего же им написано более 500 стихотворений. Были публикации в журналах «Москва», «Русский паломник», «Урал», «Златоуст», «Народное творчество», «Русская провинция», «Север». Произведения отца Романа распространились не только по России, но и далеко за ее пределами. Притяжение к ним растет быстро. А связано это с тем, что автор нашел единственно верный вектор, адрес - это наша русская душа. Его стихи и песни необходимы, по словам Валентина Распутина, «для попечения о запущенной русской душе», для духовного возрождения. Он смог добиться единства поэзии и религии, что очень важно и крайне необходимо сегодня для нас. Его стихи народ принял как голос православия, голос глубинной памяти и высочайшей любви к России, голос исповедальной молитвы и вдохновенной проповеди.
Хочется сказать о Викторе Белоусове, писателе и ярком публицисте, который стал первым трубчанином, получившим звание члена Союза писателей СССР.
Поработав непродолжительное время преподавателем математики в Трубчевской средней школе им.В.И.Ленина, затем в политехникуме, Виктор Белоусов стал вскоре журналистом газеты «Брянский рабочий». Являясь впоследствии в течение 20 лет ведущим публицистом и очеркистом газеты «Правда», В.Белоусов поведал всесоюзному читателю о многих трубчевских династиях, в частности, об учительской династии Чикачевых, о культурных традициях города.
Всю жизнь помнил он свою малую родину, немало писал о своих земляках. Горячий отклик в читательских душах нашли его книги «Я не о том», а также «Замурованные письма», «Подорожная без бубенцов», «И придет час...».
В наши дни Трубчевск живет насыщенной духовной жизнью, продолжая исторические и литературные традиции своего края.
В 1970 году при редакции районной газеты было создано литературное объединение, названное вскоре «Горизонт». Литобъединение признали и уважительно относятся к творениям его участников, приглашая на выступления. Горизонтовцы - постоянные участники заседаний литературно-исторического клуба «Боян», действующего при центральной библиотеке г.Трубчевска. На средства благотворителей и самих авторов литобъединение выпускает сборники, буклеты. Трубчевские поэты публикуются не только в местной и областной прессе, но и в столичных изданиях. В числе участников «Горизонта» - шесть членов Союза писателей России.
За 35 лет деятельности «Горизонт» немало сделал для сохранения и обогащения литературных традиций Трубчевского края и всей Брянщины.
Богатое историческое и литературное наследие, оживленная поэтическая жизнь во многом определяют краеведческую работу трубчевских библиотек.
Трубчевская центральная библиотека разработала проект «В будущее с книгой!» (создание «Литературной карты района» в целях продвижения чтения среди молодежи). Его основная задача - донести литературную историю и творчество литераторов-современников до юного поколения.
Н.Е.Марченкова,
директор муниципального учреждения культуры
«Трубчевская межпоселенческая централизованная библиотечная система».