В рамках реализации клиентоцентричности в деятельности учреждений культуры Брянской области в Брянской областной научной библиотеке им. Ф. И. Тютчева 3 июля состоялся семинар «Клиентоцентричность в библиотечной деятельности» для сотрудников областной библиотеки и централизованной системы районных библиотек.
Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу по внедрению принципов клиентоцентричности власти на всех уровнях, во всех государственных организациях и учреждениях. По состоянию на июль 2025 г. в реализации проекта задействованы 85 регионов страны, более 16 тысяч госслужащих прошли обучение принципам и стандартам клиентоцентричного подхода в органах власти.
Губернатором Брянской области А. В. Богомазом подписаны распоряжения о внедрении модели клиентоцентричности в деятельность правительства.
Департамент культуры Брянской области проводит масштабную работу по реализации этого важнейшего государственного проекта.
По поручению директора БОНУБ им. Ф. И. Тютчева, депутата Брянской областной Думы Г. Г. Селебина модератором семинара выступила О. В. Малькина – заместитель директора Библиотеки, кандидат педагогических наук.
В качестве приглашенного спикера на мероприятии выступил Павел Кислицкий - эксперт Высшей школы государственного управления (ВШГУ) по внедрению клиентоцентричного и бережливого подхода на государственной службе, он разъяснил, в чём заключается клиентоцентричность, сформулировал ключевые принципы этого подхода, актуальность его внедрения в социальной сфере, в том числе в библиотеках, привёл примеры опыта внедрения клиентоцентричного подхода в государственных проектах.
Ольга Викторовна Малькина в своём выступлении рассказала о специфике работы с внутренними и внешними клиентами в библиотеке, привела примеры ситуаций, в которых необходимо применять инструменты клиентоцентричности, а также рассказала об одной из технологий реализации принципа клиентоцентричности на примере создания и функционирования проекта литературно-психологического клуба «Библиотерапия по субботам», реализуемого в Биьлиотеке.
Е. В. Королёва - учёный секретарь БОНУБ им. Ф. И. Тютчева подняла интересные и дискуссионные вопросы, связанные с внедрением клиентоцентричности, озвучила некоторые сложные моменты в восприятии новых понятий и процессов, поделилась информационными источниками и направлениями библиотечной работы, которые могут стать основой для проектирования клиентоцентричных проектов.
А. А. Полянская – ведущий сотрудник Библиотеки актуализировала для участников семинара важность представления о том, кто является реальным и потенциальным посетителем библиотеки, каковы его потребности и запросы; представила «портрет типичного читателя», созданный в ходе опроса граждан, не являющихся посетителями библиотек.
Библиотеки – это учреждения, способные удовлетворять огромное количество разнообразных потребностей и запросов людей всех социальных групп и статусов. Клиентоцентричность – это инструмент трансформации деятельности библиотек в новых условиях.