Святой Преподобномученик Александр Пересвет и вклад русского монашества в становление Российской государственности

Ваше Преосвященство, Ваше Превосходительство, дорогие отцы, братья и сестры!

В нынешнем 2005 году мы торжественно отмечаем 625-летие великой победы на Куликовом поле. Это сражение явилось одним из значимых в истории древнерусского государства, и оно замечательно тем, что победив врага, русичи показали всему миру и себе самим силу единства народного самосознания, основанного на твердом камне веры во Единого Триипостасного Бога. Вместе с победой над мамайскими полчищами мы отмечаем начало объединения удельных княжеств в единое, мощное независимое государство, мы празднуем начало возрождения Российской государственности.

Вся Русская история тесно переплетается с историей Русской Церкви, они естественным образом дополняют друг друга, и изучать их необходимо как единое целое. Примером этому и является Куликовское сражение, состоявшееся в день великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Из "Сказания о Мамаевом побоище" мы узнаем, что незадолго до сражения святой благоверный Московский князь Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. "Из коих первый был некогда боярином Брянским и воином мужественным". До принятия монашеского пострига преподобные Александр и Андрей были опытными воинами. Летопись так отзывается о них: "В ратные времена Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались". Однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Присутствие среди войска схимонахов вливало уверенность в сердца русских воинов, было подтверждением, что им сопутствует благословение святого старца Сергия. Их пребывание соединило людей и возрастило ту духовную силу, которая засияла первым лучом свободы Отечества на Куликовом поле.

Необходимо отметить, что в числе ближайших соратников Дмитрия Донского летопись упоминает и других доблестных Брянских мужей. Среди них: "Муж славный доблестию и разумом Роман Михайлович Брянский, Стародубский князь боярин Феодор Грунка и князь Трубчевский Дмитрий Ольгердович". Согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", последний вместе с братом Андреем советовал Великому князю переправиться через Дон: "Аще ли господине, хощеши крепкого войска, то сего дни повели возитися за Дон, да не будет ни единого мыслящего назад, да всяк бьется без лести".

Преподобный Александр Пересвет стал самым известным героем битвы на Куликовом поле, благодаря знаменитой схватке с печенежским богатырем Челубеем (Темир-Мурзой). Сила последнего была подобна силе гиганта - филистимлянина Голиафа: "Пять сажен высота его, а трех ширина его". Был он не простым воином. "Существовала секта воинов, исповеданием которой являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое "бон(г) - по"". Это верование - древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам - богам, обитающим в них. Челубей был самой высокой степени посвящения в "бон". По сказанию, он был непобедим: "300 боев, и во всех "враг" был повержен!" По этому с ним мог сразиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовной, Божией силой. В этом состоит сакральный мотив нахождения воинов - иноков на поле брани. Необходимо дополнить, что ко времени сражения, преподобные Александр и Андрей были уже не молоды, но по-прежнему сильны, зрелы, мудры и опытны в воинском искусстве.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле столкновению основных сил предшествовал поединок преп. Александра Пересвета с татарским богатырем Челубеем. В житии преподобного Сергия Радонежского находим: "Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения… грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого - либо из русских витязей… Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: "Ах, еслибы нашелся кто нибудь из наших, который бы поразил его"". Преподобные Александр и Андрей находились в это время в Передовом полку, у князя Владимира Всеволожского. Заметив, что даже самые храбрые из русских воинов не решаются противостоять грозному татарскому поединщику, инок Александр Пересвет, пламенея ревностью по вере Христовой и любовию к Родине, не стерпев поношенияот дерзкого татарина, выступил вперед. "Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться", - произнес он. Руский витязь не был облечен в боевые доспехи - вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста. По православному обычаю преподобный Александр простился с однополчанами своими и просил инока Андрея и других воинов молиться за него.

Преподобный Александр Пересвет сел на своего коня и, вооружившись копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой силой, что копья переломились, а оба могучих воина упали со своих коней на землю мертвыми. Преподобный Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-Мурзы, убитого в поединке. Как свидетельствует "Сказание о Мамаевоем побоище", после окончания битвы Великий князь Дмитрий Иванович, найдя на поле погибшего инока, обратился к своим спутникам со словами: "Братия, видите ли сего чиноначальника? Той бо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горькую чашу".

Восемь дней "стояли на костях", хоронили героев за веру и Отечество жизни свои положивших. Над братской могилой у реки Непрядвы срубили храм Во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобных Александра и Андрея схоронили не здесь, а в Старом Симоновом монастыре близ Москвы.

Уходили на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, сульдальцы, владимирцы, брянцы, костромичи…, а вернулись единым русским народом.

Куликовская битва явила нам двух святых иноков - воинов, смиренно принявших послушание своего учителя преподобного Сергия Радонежского. Имел ли право Троицкий игумен дать им благословение на участие в военных действиях? Монашеский образ жизни - это подвиг отречения от мира и его соблазнов ради Господа Бога. Инок приходит в монастырь для того, чтобы оградить себя от суеты, от соблазнов и страстей, которыми полна жизнь мирская, и которые мешают ему соединиться со Христом, посвятить Богу всю свою жизнь.

Каноническое правило IV Вселенского собора гласит: "Монашествующие в каждом граде да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные ни в житейские дела и да не приемлют в них участия, разве токмо когда будет сие поручено епископом града, по необходимой надобности".

Это соборное постановление необходимо рассматривать как призыв к монашествующей братии для их участия в общественном служении, к которому Святая Церковь призывает каждого христианина. Борьба с ненавистным игом, страдание русского народа и особое ходатайство Великого князя побудили преподобного Сергия отправить иноков Александра и Андрея на поле брани. В последствие история явит нам множество воинов и защитников нашего Отечества из среды духовенства. Вспомним осаду Свято-Троице Сергиевой Лавры польскими интервентами и её мужественную оборону братией монастыря, вспомним Великую Отечественную войну, когда множество священнослужителей отстаивали землю русскую и веру Православную с оружием в руках. "Нет большей любви, если кто отдаст жизнь свою ради ближних своих", - учит нас Господь наш Иисус Христос. Исполняя эту заповедь, Православная Церковь и поныне благословляет воинов на защиту Родины и народа. Церковь воспитывает чад своих в духе любви и братолюбия. Мощь государства всецело зависит от единомыслия и мира, любви нелицемерной, смирения и гостеприимства сограждан - тех качеств, которым научает святое Православие.

В связи с этим, благословение преподобного Сергия Радонежского, преподанное святому благоверному князю Дмитрию Донскому, явилось вечным символом участия Русской Православной Церкви в исторических судьбах нашей Родины. Великая победа наших ратников на Куликовом поле стала для многих поколений русских людей примером беззаветного служения своей Родине, примером истинного патриотизма.

Гуторов А.Л.,
cвященник