Литератор, издатель, редактор

«К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало
положено Карамзиным: журналистике, критике, повести,
 роману, публицизму, изучению истории».

 В. Г. Белинский

Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника /Н.М. Карамзин. – М.: Правда. – 1988. – С. 544.Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника /Н.М. Карамзин. – М.: Правда. – 1988. – С. 544.

Это произведение могло появиться только в 18 веке, рациональном и чувствительном одновременно. Оно представляет собой  путевые заметки. Этот жанр был одним из самых распространенных в то время. Можно вспомнить "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева или "Сентиментальное путешествие" Лоренса Стерна и огромное количество других романов-путешествий 18 века. Так что Карамзин, начиная свой путь серьёзного писателя-прозаика, остаётся в рамках традиции. Итак, мы станем свидетелями путешествия молодого Николая Карамзина по Европе. Главное, почему нужно читать эту книгу, -  это описания людей (случайных прохожих, попутчиков или жителей мест, через которые проезжает путешественник). Эти описания очень колоритны и ярки. Люди предстают как живые. Тут их очень много, но среди них есть и великие, например, Лафатер или Кант. Именно с ними встречается и разговаривает Карамзин. И это, конечно, описание тех мест  и достопримечательностей, которые путешественник встречает на своём пути. Они описаны очень подробно и увлекательно, с любопытством по-настоящему любознательного человека и с талантом большого художника. «Письма русского путешественника» явились для русского читателя целой энциклопедией западной жизни и культуры. Карамзин обстоятельно рассказывает в своей книге о политической жизни западных государств, например, об английском парламенте, о суде присяжных в Англии, об английских тюрьмах, он показывает и общественную жизнь Германии, Швейцарии, Франции, Англии; писатель говорит о западной науке и об ученых, о современных течениях философской и общественной мысли в целом. Карамзин уделяет много места и описаниям природы. Везде, куда бы ни  приезжал Николай Михайлович, он старался познакомиться с выдающимися деятелями культуры, писателями, и в «Письмах» он подробно рассказывает о своих разговорах с ними, дает их живые портреты, сообщает об их сочинениях. Карамзин дает описания памятников искусств, музеев, статуй, библиотек и т.п. И до сих пор его книга представляет собой драгоценный свод сведений о Европе конца XVIII в.

Карамзин, Н.М. Бедная Лиза /Н.М. Карамзин. – М.: Дет. лит. -  2008. -  С.171.

«Бедная Лиза» — это повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина.

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет...

История Лизы – классическая история обманутой (или обманувшейся?) девушки.  Разумеется, юноша бросает свою бывшую возлюбленную и собирается жениться на «деньгах». А Лиза...

Карамзин, Н.М. Наталья, боярская дочь: Повести /Н.М. Карамзин. – Л.: Худож. Лит. – 1989. – С.432.

В 1792 году Н. М. Карамзин опубликовал историческую повесть «Наталья, боярская дочь».
В центре повествования рассказ о том, как дочь родовитого боярина Матвея тайно венчается и убегает из дому с Алексеем Любославским. Отец ничего не знает о судьбе дочери и очень печалится. Алексей признается жене в том, что он сын осужденного боярина Любославского. Он знает, что его отец осужден напрасно. Когда «свирепые литовцы восстали на Русское царство», Алексей Любославский в числе первых пошел на защиту родины, отважно сражался в первых рядах ее защитников. После изгнания литовцев царь, узнав об Алексее Любославском, сказал о том, что его отец был несправедливо осужден: «Невинность родителя твоего открылась — к несчастию, поздно! Увы! … Злые бояре оклеветали Любославского».

Правда торжествует, все счастливы, дочь и отец встречаются и уже больше не расстаются.
Повесть написана в виде исповеди, которая дает возможность глубже раскрыть духовный мир героев.

Особое место в произведении занимает образ Натальи. Ради своей любви Наталья покидает отца, но в суровую годину испытаний она наравне с мужчинами сражается на поле брани за свободу и независимость Отечества.

Карамзин, Н.М.  Марфа-посадница  /Н.М. Карамзин. – Л.: Худож. Лит. – 1989. – С.432.

В повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» Карамзин выдавал себя только за издателя якобы найденного  им манускрипта (рукописи) какого-то знатного новгородца, тем самым отделяя свою позицию от позиции мнимого автора. Однако это не спасает положения. Симпатии Карамзина явно на стороне Марфы и новгородцев; это отражается в великолепном, хотя и не лишенном противоречий образе Марфы-посадницы. Уже в предисловии Карамзин показывает свое отношение к присоединению Новгорода к Москве: "Сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои устои и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом". А главную героиню - Марфу-Посадницу называет не иначе, как "Катоном своей республики". "И летописи, и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом", - пишет Карамзин.

Карамзин, Н.М.  Предания веков /Н.М. Карамзин. -  М.: Правда. – 1989. – С.768.

В книгу «Предания веков» вошли избранные главы из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766—1826). Писатель в этом произведении показал различные важные события политической, гражданской и культурной жизни России, происходившие на протяжении семи веков; создал галерею характеров русских людей: князей, крестьян, полководцев, героев многочисленных сражений «за землю русскую».

Карамзин, Н.М.  Избранные труды / Н.М. Карамзин. – М.: Российская политическая энциклопедия. – 2010. – С. 488.

Серия книг «Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века» — издательский проект «Российской политической энциклопедии» (РОССПЭН) и «Института общественной мысли», осуществленный при поддержке благотворительного Фонда «Искусство и спорт».

Каждый том включает в себя аналитическое предисловие, раскрывающее интеллектуальный вклад того или иного представителя общественной мысли в национальную и мировую духовную культуру, тексты основных произведений и развернутые комментарии.

Издание стало победителем в основной номинации Национального конкурса «Книга года — 2010».

В «Избранные труды» Карамзина вошли: рецензия на книгу Т.Мора из «Московского журнала» (1791), статьи из литературного альманаха «Аглая» (1794, 1795); заметки из «Писем русского путешественника» (1791-1792, отд. изд. - 1801); замечательное произведение «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1801, отд. изд. 1802); статьи из журнала «Вестник Европы» (1802-1803); знаменитая записка российскому императору «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» (1811); посвящение и предисловие к первому тому фундаментального труда «История государства Российского» (1816); ряд записок и частных писем 1818-1826 гг.

Републикация произведений Карамзина снабжена комментариями, указателем имен и библиографией основных трудов мыслителя.

Осетров, Е.И.  Три жизни Карамзина  / Е. И Осетров. – М.: Современник. – 1985. – С. 302.

Книга писателя и литературоведа Е. Осетрова посвящена "Колумбу российской истории", автору знаменитой "Истории государства Российского", творцу "Писем русского путешественника" и "Бедной Лизы" - любимых книг нескольких поколений русских читателей. Фигура Карамзина рисуется на широком культурном фоне отечественной и западноевропейской истории; среди героев книги - современники писателя: Новиков, Радищев, Державин, Жуковский, Пушкин, Кант, Виланд, Гете, Гердер и другие.
В книге широко используется эпистолярное наследие Н.М. Карамзина, архивные документы, свидетельства современников. Это увлекательное повествование рассчитано на широкий круг читателей.

Топоров, В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения: К 200-летию со дня выхода в свет / В.Н. Топоров. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т. - 1995. - 509 с.: ил.

В книгу лауреата Литературной премии Александра Солженицына, выдающегося ученого Владимира Николаевича Топорова (1928-2005) включена одна из наиболее известных его культурологических работ - тонкий "опыт прочтения" карамзинской "Бедной Лизы".

В книге предлагается анализ повести Карамзина «Бедная Лиза». В центре внимания образ и функции «рассказчика», организация персонажного уровня, особенности нарративной структуры, проблема взаимоотношения «исторического» и «пейзажного». Рассмотрение повести введено в более широкую историческую, культурную и историко-литературную перспективу. Прилагается очерк истории изданий «Бедной Лизы» и текстологических проблем, связанных с ними.