Многие исследователи отмечают автобиографичность купринской прозы. Он писал о том, что пережил, видел, хорошо знал. Он собирал характеры, факты, слова… П. Н. Берков в книге «Александр Иванович Куприн» пишет:
«М. Горький со свойственной ему проницательностью очень скоро определил автобиографическую природу творчества Куприна и, когда тот жаловался ему, что, кончив “Поединок” смертью Ромашова, лишил себя возможности вывести этого героя снова в “Нищих”, — сказал Куприну:
“Бросьте, не нужен вам больше Ромашов. Советую вам приняться за “Нищих” сейчас же, не откладывая… Вы — писатель, а не нервная дама, работать вы должны, преодолевать все трудности. По руслу автобиографического течения плыть легко, попробуйте-ка поплавать против течения”.
Однако когда Куприн “плавал против автобиографического течения”, он переходил обычно в “течение биографическое”, т. е. обрабатывал факты из биографий известных ему лиц, знакомых или исторических. Так возник, например, рассказ “Гранатовый браслет”. В письме к Ф. Д. Батюшкову от 15 октября 1910 г. Куприн писал:
“Сейчас я занят тем, что полирую рассказ “Гранатовый браслет”. Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильно)… Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть), важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которые постигают только мертвые”».
Пересказывать — кратко или подробно — рассказ мы не будем. Предлагаем ознакомиться с полным текстом произведения, который дается по изданию: